Группы

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков.

 

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры  еды, умение одеваться и раздеваться, поддержания  порядка в окружающей обстановке.

 

Культурно-гигиенические навыки  в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

 

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:

 

1. Закатать рукава;
2. Смочить руки;
3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
4. Смыть мыло;
5. Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

 

Навыки опрятной еды включают умение: 

 

1. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2. Не крошить хлеб; 
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4. Не разговаривать с полным ртом; 
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6. Благодарить; 
7. Пользоваться только своим прибором. 

 

Умение пользоваться носовым платком:

 

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п. 
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью). 
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман. 
  • Обращать внимание на чистоту носового платка. 
  • Знать свою расческу и место, где она лежит. 
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования. 
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.). 
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!"). 
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой  игре. 
  • Исключить возможность пользования чужой расческой. 

 


Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: прямое обучение - показ, указание, напоминание,  объяснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр. Широко используются, особенно в младшем возрасте, потешки, пословицы и поговорки: 

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.

 

* * *

 

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

* * *

 

Права ножка, лева ножка
Поднимайся понемножку
Одному мигну, другому кивну,
А третий сам догадается.

 

* * *

 

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Мило не мыло, а беленькое личико.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo