Группы
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, умение одеваться и раздеваться, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:
1. Закатать рукава;
2. Смочить руки;
3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
4. Смыть мыло;
5. Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Умение пользоваться носовым платком:
- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
- Обращать внимание на чистоту носового платка.
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: прямое обучение - показ, указание, напоминание, объяснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр. Широко используются, особенно в младшем возрасте, потешки, пословицы и поговорки:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
* * *
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Права ножка, лева ножка
Поднимайся понемножку
Одному мигну, другому кивну,
А третий сам догадается.
* * *
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Мило не мыло, а беленькое личико.