Новости
СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Современное дошкольное образование строится с учетом научных методологических подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.
Процесс музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на 4 методологических подхода:
- Системно-деятельностный,
- Культурологический,
- Аксиологический,
- Средовой.
Системно - деятельностный подход
В дошкольном образовании данный подход ориентирует педагогов и родителей на ценностное отношение к детству и создание максимальных условий для активности детей во всем ее разнообразии , при этом особое внимание уделяется ведущим видам деятельности дошкольников и прежде всего творческой игре. Системно - деятельностный подход дает возможность детям быть активными участниками, а не выступать в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация.
Музыкально - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игр, общения с искусством, природой ,в условиях
коллективной и индивидуальной деятельности. Формирование основ музыкально - эстетической культуры детей дошкольного возраста – это процесс личностного развития ребенка в условиях музыкально- эстетической деятельности, в ходе которой происходит зарождение и становление эмоционально- чувственного и ценностно- смыслового отношения к художественным образам музыкального искусства и окружающей ребенка действительности, развитие способности к творческому самовыражению средствами искусства и игры.
В основе системно - деятельностного подхода лежат определенные принципы ,характеризующие процессы музыкально- эстетического воспитания в системе целостного процесса обучения детей дошкольного возраста:
- Принцип целостности
- Принцип вариативности
- Принцип минимакса
- Принцип деятельности
- Принцип творчества
- Принцип психологической комфортности
- Принцип непрерывности
Системно - деятельностный подход в музыкально - эстетическом воспитании детей органично связан с формированием у воспитанников ценностных качеств и воспитания эмоционально - ценностного отношения дошкольников к искусству, миру и самому себе в процессе разнообразных форм музыкально- эстетической деятельности.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Данный подход обеспечивает направленность музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного образования на становление и развитие культурной личности, необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно - образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры. Одной из важных задач эстетического воспитания является приобщение детей к искусству как элементу культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности. В искусстве кроется особый опыт личностного развития человека, сконцентрированный в духовно - практическом и ценностно - эвристическом познании мира. Искусство обращается к человеку как к субъекту, уникальной и свободной личности, вступает с ним в духовный контакт, вызывает активное сопереживание и размышления.
Содержание музыкально - эстетического воспитания в дошкольном возрасте предполагает процесс восхождения личности к культуре на основе ценностей музыкально - прекрасного, включает развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе усвоения ценностей музыки, ее художественно - образного, эстетического и этического содержания.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Данный подход в музыкально - эстетическом воспитании тесно связан с культурологическим и выступает его ядром, т. к. позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.
Ценности музыкального искусства обобщают многовековой опыт человечества, который сконцентрирован на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром. Музыка как вид искусства через интонацию выражает огромное множество эмоционально - смыслового содержания. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественного уровня духовности личности, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия.
Ценностями музыкальной культуры являются шедевры музыкального искусства и народного творчества как эталоны красоты в музыке, запечатленные в ее интонациях. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному влиянию. Известно, что музыка способна ранее других искусств воздействовать на психику ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном.
Таким образом, во всех видах музыкально - эстетической деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания.
СРЕДОВЫЙ ПОДХОД
Говоря о среде в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников, мы подразумеваем, что она способна влиять на духовный мир человека, развивать этико - эстетические чувства, высокий уровень общих и музыкальных способностей, умения и навыки творческой деятельности.
Предметно - пространственная развивающая образовательная, наполненная музыкально - эстетическим содержанием, художественно- образным материалом, погружает дошкольников в эмоционально- эстетическую атмосферу красоты гармонии, соразмерности.
Эстетизация детского образовательного процесса представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих особое взаимодействие ребенка с окружающим миром, активизирующих процесс развития эмоционально - чувственной сферы ребенка, его переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.
Статью подготовила муз. руководитель: Палагина А. А.