Группы

Консультация для родителей на тему «Фольклор - как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

18

июня

2019

Когда мы – воспитатели набирали детей во вторую младшую группу «Теремок», мы понимали, что перед нами стоит много задач и одна из них – развитие речи детей. Ведь дети пришли с разным уровнем развития речи: одни дети выговаривали все звуки, кроме труднопроизносимых, другие – имели трудности в произношении, а некоторые могли произнести только несколько слов. По этой причине решили  наибольшее внимание уделять звуковой культуре речи детей. В работе над развитием речи обратились к русскому народному фольклору. Фольклор решает много задач в воспитании детей и одна из них – развитие речи детей.   Мы  - воспитатели во всех видах детской деятельности  используем фольклор, обращаем внимание на правильность произношения слов детьми, на построение предложений, а также на темп речи. Следим за тем, чтобы речь детей была спокойной, чёткой, неторопливой. В своей работе по развитию речи поставили следующие цели и задачи.

 

Целью формирования звуковой культуры речи во второй младшей группе является овладение базовыми нормами и правилами родного языка в пределах возрастной компетентности, формирование умений гибко применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками. 

 

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы должны решать следующие задачи:

  1. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
  2. Формироватьумение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

 

Особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора. Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления младших дошкольников с культурными ценностями общества.

 

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

 

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

 

М.И. Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

 

К.Д. Ушинский писал: «Не условным звуком только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

 

Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

 

Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова) возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности.

 

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

 

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.

 

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

 

Что же относится к детскому фольклору? 

 

  • Колыбельные песни.
  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
  • Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы.
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.
  • Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.
  • Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т.д.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

 

Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:

 

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки.

 

Или:

 

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

 

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Например, когда ребёнка укладывают спать:

 

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа,  не скули

Мою Дашу не буди.

 

***

 

Сни-ка, усни,

Дитя Ванюшенька!

Все ласточки спят!

И касаточки спят!

И куницы спят!

И синицы спят!

Нашему Ванюшеньке

Спать велят.

 

***

 

Баю-баю-баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам

Спать велят.

Ай, Бай-бай-бай.

  

При умывании:

 

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

 

***

 

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся.

Маме улыбаемся.

 

***

 

Нужно мыться непременно.

Утром, вечером и днём.

Перед каждою едою.

После сна и перед сном.

 

При приёме пищи:

 

Умница, Анечка,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 

***

 

Травка-муравка со сна поднялась.

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки  - за капустку,

Мышки за корку,

Ребятки – за молоко.

 

***

 

Гу-ту-ту! Гу-ту-ту!

Вари  кашу круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

 

При  расчёсывании волос:

 

Уж я косу заплету.

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

 - Ты расти, расти, коса

Всему городу краса.

 

***

 

Расти коса до пояса

Не вырони  ни волоса

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся.

 

При одевании:

 

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки.

Этот – с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

 

***

 

Вот как хорошо!

Валенки! Валенки!

Невелички, маленьки.

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

 

***

 

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

 

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям.

 

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи.

 

Колыбельные песни, по мнению народа,  - спутник детства. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний). Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Не взирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных  и образовательных возможностей.

 

Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи. В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

 

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей «поэтический взгляд» на действительность. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.

 

Используя в своей речи пословицы и поговорки,  дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. По меткому определению К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад».

 

Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению.

 

Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.

 

Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.

 

Подготовила: Т.Н. Кабаоухина

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo