Группы

Консультация для родителей на тему «Работа над произношением детей 3 – 4 летнего возраста»

12

июня

2019

 В августе  2018 года мы набрали в свою группу «Теремок» детей трёх - четырёх летнего возраста. Сразу обратили внимание на то, что не все дети разговаривают, а те, кто разговаривает, многие звуки произносят неправильно. По этой причине решили  наибольшее внимание уделять развитию речи детей. Свою работу начали с проведения диагностики, в результате которой было установлено, какие звуки дети произносят неправильно, какие переставляют, заменяют другими звуками или вообще не произносят. К работе над развитием речи привлекли родителей. Провели родительское собрание на тему «Развитие речи детей 3 -4 летнего возраста». На собрании обратили внимание родителей на использование русского народного фольклора в развитии речи детей, предложили использовать дидактические игры, упражнения, игры – инсценировки на развитие речи детей. Мы  - воспитатели во всех видах детской деятельности развиваем речь детей, обращаем внимание на правильность произношения слов детьми, построение предложений, на образные сравнения, эпитеты, пословицы, поговорки, а также на темп речи. Следим за тем, чтобы речь детей была спокойной, чёткой, неторопливой.

 

     В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, нужно обращать внимание на звуковую сторону речи, которая ещё не совершенна.  Наибольшие трудности у детей 3 - 4 летнего возраста вызывает произношение согласных звуков, особенно шипящих (ж, ш, ч, щ ), свистящих и сонорных (р, л). Чёткое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребёнка более сложных по артикуляции звуков. Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах, фразовой речи.

 

Звук а.

 

Сначала отрабатывается изолированный звук а: следует как можно чаще произносить звук а, связывать его с каким – то образом, например;

 

  1. 1.А – а – а – лепечет малыш.
  2. Уа– уа – уа – плачут маленькие дети.
  3. Ау – ау – ау – кричат заблудившиеся в лесу люди.
  4. Баю, баю, баю, мою доченьку качаю. Поют куколке колыбельную песенку.

 

Закрепление звука – а – в словах и фразовой речи, например, в потешках.

 

Ладушки, ладушки,

Где были -  у бабушки.

Что ели – кашку.

Что пили – бражку.

Наша Даша маленька,

На ней шубка аленька.

 

Звук и.

 

Отработка изолированного звука – и. Губы, как при улыбке, чтобы были видны зубы.

 

  •  «И – и – и» – песенка жеребёнка.
  • Песенка маленького колокольчика:  «Ли – и – ли – и – и –ли  и – и».
  • Песенка колокольчика побольше: «Ди –и – и – нь, ди – и – и – нь».

 

Закрепление звука и в словах и фразовой речи. Русская народная песенка.

 

Ай, качи, качи, качи.

Глянь, баранки, калачи.( 2 раза)

С пылу, с жару, из печи

Налетели вдруг грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися бараночки.

Русская народная потешка.

Киска, киска, киска – брысь,

На дорожке не ложись.

Моя деточка пойдёт.

Через киску упадёт.

 

Звук о.

 

Если ребёнок чему –то радуется, он восклицает – о – о – о!!!

 

Звукоподражание: курочка: ко – ко - ко.

 

Сказка «Колобок».

- Колобок, колобок, я тебя сьем.

 

Потешка.

Сорока – белобока, кашу варила.

Радуга – дуга, не давай дождя,

Давай солнышко – колоколнышко.

 

Звук э.

  • Медведь ревёт:  э – э - э.
  • Овечка блеет: бе – э –э –э, коза: ме – э –э –э.
  • Игра «Эхо» (повторение).
  • Э –э –эхо.
  • Э –э –эля.
  • Эмма.
  • Эля.

 

Потешка.

 

Сорока – белобока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала:

Дров не рубил,

Воду не носил,

Печь не топил.

Кашу не варил.

 

Звук у.

 

Отработка изолированного звука у.

Звукоподражание.

  • Паровоз гудит: у –у – у – у.
  •  Корова мычит: му – му – му.
  • Дудучка звучит: ду – ду – ду.
  • Кукушка кукует: ку – ку – ку.
  • Петушок кричит: ку –ка – ре – ку.
  • Голубь воркует: гу –гу – гу.
  • Филин ухает: ух –ух – ух.

 

Отработка в стихах и фразовой речи.

 

Стихотворение.

 

Ранним рано по утру

Пастушок ту – ру – ру – ру.

А коровки в лад ему

Затянули му – му – му.

 

Чувашская песенка «Разговоры».

 

Кукушка кукует

Ку – ку! Ку – ку!

Голубь воркует

Гу – гу! Гу – гу!

Петух зорюет

Ку – ка – ре – ку!

Филин кричит в ночи

Угу – угу.

 

Игры.

 

Игра «Заводные игрушки».

«Заводим» ключиком ребёнка и говорим: «Ты – белочка, твоя песенка – ц – ц  ц. Ты – комарик, твоя песенка – з – з – з. Ты – ёжик, твоя песенка – ф – ф  ф».

 

Игра «Волшебный кубик».

Картинки на кубике соотносятся с изучаемым звуком - а - (лягушка -  ква – ква – ква, кошка -  мяу – мяу – мяу, гусь - га – га - га, утка - кря – кря –кря и т.д.)

 

Игры – инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Например, можно инсценировать сказку «Курочка – Ряба», где часто встречаются слова со звуком – б – ( Жили – были дед да баба; дед бил, бил – не разбил, баба била, била - не разбила, мышка пробежала, яичко упало и разбилось. )

 

Чистоговорки. ( Отработка звуков в, д, з)

 

Ву – ву – ву – в лесу видели сову.

Ва – ва – ва – выросла трава.

Ву – ву – ву – соберу траву.

Вы – вы – вы – нет травы.

Ду – ду – ду – дети бегают в саду.

Ду – ду  ду – в зоопарк иду.

Да – да – да – у меня вода.

Да – да – да – будем строить города.

За – за – за – вот идёт коза.

За – за – за – вот летает стрекоза.

 

Дидактическое упражнение «Что одно, а что много».

 (Ложек, подушек, слонов, воробьёв, гусей, книг, одеял, карандашей, яблок, сапог, чулок, носков, помидоров, макарон).

 

Дидактическая игра. «Чего (кого) не стало».

(Гусей, лебедей, уток, цыплят, кур, индюков, телят, жеребят, овец и т.д.)

 

Игры на согласование слов. (на согласование существительных с прилагательными).

 

«Чья вещь?» (ребёнок при ответе на вопрос должен назвать притяжательное местоимение и существительное: моё ведёрко, моя мама, мой папа, моя куколка, мой слоник, моя машинка и т. д.)

 

«Подарите мне, пожалуйста» (прилагательное и существительное): зелёное ведёрко, красное одеяло, белого щенка, синюю ленту и т. п, а также дидактические игры «Какой?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек».

 

В заключении хочется сказать, что речь родителей должна быть примером для детей; также следует обращать внимание на темп речи детей: речь должна быть спокойной, неторопливой, чёткой; необходимо употреблять в речи сравнения, фразеологические обороты, пословицы, поговорки.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo