Группы
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
18
июня
2019
В нашей второй младшей группе «Теремок» дети только ещё овладевают навыками рисования. Они очень стараются рисовать красиво прямые и волнистые линии, кружочки и другие простые предметы, но если у них что – то не получается, то дети расстраиваются. Поэтому я решила кроме традиционного, использовать в своей работе нетрадиционное рисование, которое более доступно для детей. Ведь в этой технике можно рисовать просто пальчиком или ладошкой, достаточно только опустить ладошку в краску и радостно творить. Ребенку легче поставить на лист ладошку, сделать оттиск, убрать ручку, обрадоваться тому, что получилось и дорисовать недостающие детали. Сначала я предложила детям рисовать пальчиком, ладошками, кулачком, ребром ладошки, вызвав волну радости и восторга у детей. Затем дети стали рисовать необычными материалами - ватными палочками, штампами, пробками, печатать листиками и т. д. Дети неизменно получали радость и удовольствие от своего творчества. Эта техника выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения и позволяет подготовить руку к письму.
В своей работе по нетрадиционному рисованию поставила цель:
- овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.
Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности, а также развитие эстетической оценки и стремления к творческой самореализации.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, совершенствовать цветовосприятие, эстетический вкус.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (Рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Нетрадиционное рисование - это оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, искусство изображать, не основываясь на традиции.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своей изобразительной деятельности. Каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование приносит много радости детям. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования помогают детям простыми способами создать необыкновенные рисунки, помогают развить творческие способности и воображение. Ведь как же это здорово, когда ладошка малыша вдруг превращается в цветочек или солнышко или что-то еще, на что только хватит вашей фантазии и фантазии вашего ребенка. А вместо кисточки малыш использует свой пальчик, не боясь перепачкаться. Вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, ватными палочками, ступнями…
Используя различные техники рисования, ваш ребенок получит массу удовольствия. Познакомимся с некоторыми популярными среди детей техник рисования:
Рисование пальчиками - ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Монотипия - ребенок складывает бумагу пополам. На одной половине от сгиба рисует половину изображаемого предмета. Пока краска не высохла, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
Оттиск - ребенок прижимает ластик, пробку, пенопласт печатку с краской к листу бумаги. Так же можно печатать сухими листьями от различных деревьев.
Кляксография – ребенок обильно кладет гуашь разных цветов на бумагу в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом, прижимается. Верхний лист снимается, полученное изображение рассматривается, ребенок ищет в нем сходство с реальными предметами, дорисовывает детали.
Рисование по сырому листу – намочите губкой или кистью лист альбома. Теперь пускай ребенок наносит акварельные краски на мокрый лист. Краски струятся, перетекают друг в друга, создавая узор.
Рисование ладошкой – создание рисунка при помощи отпечатков ладоней, на которые нанесена краска. С помощью этой техники можно создавать различные изображения – рыбок, птичек, бабочек, солнышко, осьминожек, а дорисовывая кисточкой, пальчиками или другими приспособлениями детали, вы получите настоящие шедевры.
Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Интересный способ рисования – тампонирование: с помощью кусочка поролоновой губки и краски закрашивается силуэт любого трафарета, и получаются красивые и аккуратные рисунки, с этой техникой успешно справляются даже начинающие художники самого маленького возраста.
В итоге от нетрадиционного рисования ребенок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Мною было замечено, что новые подходы раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники и пятно на листе бумаги превращается в зайчика, смешного человечка, морское чудовище и т. д.
При этом решается еще одна задача подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика)непосредственно влияют на развитие моторных центров речи.
На занятиях по нетрадиционному рисованию знакомлю детей с разными способа ния, различными методами набрызгивания краски. Дети ми окрашива узнают, что рисовать можно и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получают изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты) природного материала (листьев деревьев, коры, рисовать камешками и т. п.
Технология выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, речь и подготовить руку к письму.
Таким образом, опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовывать свой творческий потенциал.
Подготовила Т.Н. Кабарухина