Специалисты

Музыка как источник здоровьесберегающих мероприятий в детском саду

Палагина А.А.

/ Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 17./

 

   Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, инициативного и компетентного  гражданина России. в системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни.

 

   Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

 

   В современный период в России возникла реальная потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре дошкольной организации. Это предполагает – рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства – уметь переносить знания с одного вида деятельности на другой, одну информацию – на другую, находить общее и индивидуальное.

 

   Укрепление здоровья детей является приоритетной задачей психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. И она решается интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей. Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, в частности  - музыкальные занятия в ДОУ.

 

   Наиболее важным вопросом здоровьесбережения детей является развитие голоса. В процессе пения ребенок получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, повышается социальная активность, приобретаются новые средства эмоционального выражения, облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

 

   Пение влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки на реакции в организме на клеточном уровне значительно улучшает прохождение биохимических процессов. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания совершают в нас определенную работу, поэтому правильное пение, здоровый голос способны выправлять и корректировать энергетические  и физиологические искажения, благотворно влияя на весь организм. В процессе пения под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызываемая пением, не что иное, как активный массаж, активирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

 

   Во время пения используется диафрагмальное дыхание, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам.

 

   Большое влияние на здоровье детей оказывает работа органов артикуляционного аппарата. Работа по их развитию проводится в форме артикуляционной гимнастики (совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе), которая не только развивает певческий голос, но и способствует его охране.

 

   Важным направление здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики. Работа в этом направлении осуществляется на физкультминутках и других этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в сочетании с речью. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой, развивает речь, совершенствует психологические процессы, внимание и память, также развивается слуховое восприятие, облегчается усвоение навыков письма.

 

   Большое значение для здоровья детей на музыкальных занятиях играют музыкально-ритмические движения, которые выполняют релаксирующую функцию, помогают снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.

 

   В здоровьесберегающие мероприятия входит игра на музыкальных инструментах, способствующая развитию координации движений, мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, что способствует общему развитию организма. В процессе музицирования  отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость , что в итогу благотворно влияет на общее эмоциональное состояние детей.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo