Специалисты

СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Современное дошкольное образование строится с учетом научных методологических подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.

 

Процесс музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на 4 методологических подхода:

  1. Системно-деятельностный,
  2. Культурологический,
  3. Аксиологический,
  4. Средовой.

 

Системно - деятельностный подход

 

В дошкольном образовании данный подход ориентирует педагогов и родителей на ценностное отношение к детству и создание максимальных условий для активности детей во всем ее разнообразии , при этом особое внимание уделяется ведущим видам деятельности дошкольников и прежде всего творческой игре. Системно - деятельностный подход дает возможность детям быть активными участниками, а не выступать в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация.

 

Музыкально - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игр, общения с искусством, природой ,в условиях

 

коллективной и индивидуальной деятельности. Формирование основ музыкально - эстетической культуры детей дошкольного возраста – это процесс личностного развития ребенка в условиях музыкально- эстетической деятельности, в ходе которой происходит зарождение и становление эмоционально- чувственного и ценностно- смыслового отношения к художественным образам музыкального искусства и окружающей ребенка действительности, развитие способности к творческому самовыражению средствами искусства и игры.

 

В основе системно - деятельностного подхода лежат определенные принципы ,характеризующие процессы музыкально- эстетического воспитания в системе целостного процесса обучения детей дошкольного возраста:

  1. Принцип целостности
  2. Принцип вариативности
  3. Принцип минимакса
  4. Принцип деятельности
  5. Принцип творчества
  6. Принцип психологической комфортности
  7. Принцип непрерывности

 

Системно - деятельностный подход в музыкально - эстетическом воспитании детей органично связан с формированием у воспитанников ценностных качеств и воспитания эмоционально - ценностного отношения дошкольников к искусству, миру и самому себе в процессе разнообразных форм музыкально- эстетической деятельности.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

Данный подход обеспечивает направленность музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного образования на становление и развитие культурной личности, необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно - образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры. Одной из важных задач эстетического воспитания является приобщение детей к искусству как элементу культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности. В искусстве кроется особый опыт личностного развития человека, сконцентрированный в духовно - практическом и ценностно - эвристическом познании мира. Искусство обращается к человеку как к субъекту, уникальной и свободной личности, вступает с ним в духовный контакт, вызывает активное сопереживание и размышления.

 

Содержание музыкально - эстетического воспитания в дошкольном возрасте предполагает процесс восхождения личности к культуре на основе ценностей музыкально - прекрасного, включает развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе усвоения ценностей музыки, ее художественно - образного, эстетического и этического содержания.

 

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

Данный подход в музыкально - эстетическом воспитании тесно связан с культурологическим и выступает его ядром, т. к. позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.

 

Ценности музыкального искусства обобщают многовековой опыт человечества, который сконцентрирован на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром. Музыка как вид искусства через интонацию выражает огромное множество эмоционально - смыслового содержания. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественного уровня духовности личности, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия.

 

Ценностями музыкальной культуры являются шедевры музыкального искусства и народного творчества как эталоны красоты в музыке, запечатленные в ее интонациях. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному влиянию. Известно, что музыка способна ранее других искусств воздействовать на психику ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном.

 

Таким образом, во всех видах музыкально - эстетической деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть  ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания.

 

СРЕДОВЫЙ ПОДХОД

 

Говоря о среде в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников, мы подразумеваем, что она способна влиять на духовный мир человека, развивать этико - эстетические чувства, высокий уровень общих и музыкальных способностей, умения и навыки творческой деятельности.

 

Предметно - пространственная развивающая образовательная, наполненная музыкально - эстетическим содержанием, художественно- образным материалом, погружает дошкольников в эмоционально- эстетическую атмосферу красоты гармонии, соразмерности.

 

Эстетизация детского образовательного процесса представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих особое взаимодействие ребенка с окружающим миром, активизирующих процесс развития эмоционально - чувственной сферы ребенка, его переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.

 

Статью подготовила муз. руководитель: Палагина А. А.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo